Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Расскажите о сайте в соцсетях

Всенóщное бдение
 Глава первая

1. Смотрим схему. Обычное начало всенощного бдения, думаю объяснять не стоит.

 

2. Предначинательный псалом.

В ссылке схемы подробно разъяснено как должен исполняться предначинательный псалом, сказано, что он берется из Ирмология. В нашем случае его в Ирмологии нет (видимо в схеме ошибка, или я так плохо знаю Ирмологий), но он есть в Часослове на стр. 147.

Повторю, в Схеме разобран уставной порядок исполнения псалма, в приходской же традиции мы ограничиваемся теми стихами псалма, что даны в тех нотных сборниках, по которым мы с вами поем.

 

3. Великая ектения.

Тут все понятно. Открываем нотки и поем на каждое прошение: «Господи, помилуй», — внимательно слушая, чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», — на которое мы должны ответить: «Тебе, Господи», ну и не забываем про завершающий ектению возглас священника, на который отвечаем: «Аминь»


4. Вот теперь только пришла пора заглянуть в "Богослужебные указания" (далее — БУ).

Цитирую: «На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.» Что это значит?

Во-первых: Под этой фразой скрывается вся 1 кафизма, текст которой берем (в нашем случае) из первого тома Следованной Псалтири (стр. 7). (Можно взять и из любого другого издания Псалтири, конечно весьма желательно, чтобы Псалтирь была поделена на кафизмы и "Славы")

Во-вторых: Если это указано, значит это изменяемый момент. Да, действительно, не на всех всенощных исполняется вся первая кафизма. Например при Богородичных Двунадесятых праздниках или памяти святого, которому положено служить бдение исполняется только первый антифон (слава:) первой кафизмы, а при бдении на Господские Двунадесятые праздники кафизма изменяется или отменяется в зависимости от дня недели.

В схеме мы видим подробный разбор исполнения 1 кафизмы на три "Славы", после каждой славы — малая ектения (состоит из 3 прошений на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»).

В приходской же традиции кафизма либо читается на три "Славы" с ектениями, либо (что на мой взгляд чаще) поются избранные стихи первой кафизмы, после которых возглашается одна малая ектения, оканчивающаяся возгласом священника: «Яко Твоя держава…» и затем сразу исполняется «Господи, воззвах…»

 

5. «Господи, воззвах…»

Смотрим в БУ: «На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и апостола, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».»

Во-первых: «Господи, воззвах» — это стихи из 140, 141, 129 и 116 псалмов. Порядок их исполнения указан в Часослове (стр. 151). Исполняется «Господи, воззвах» на один из восьми напевов (гласов). Исполняется по гласу первой положенной стихиры. В нашем случае это восьмой глас.

Во вторых: Ближе к концу стихи начинают чередоваться с разными стихирами, которые и указываются в БУ. Пойдем по порядку:

— «стихиры на 10:» Эта фраза означает, что стихиры начинают вставляться между стихами псалмов на отметке в Часослове «На 10:» Смотрим в Часослов. Находим эту отметку на стр. 154. Конечно там указаны славянские цифры. (Настоятельно рекомендую на первое время сделать памятку закладку со славянским счислением.) Стихи отделяются через два: «На 10, на 8, на 6, на 4» (на 2 почему-то нет, всегда интересовало почему)

— «воскресные, глас 8-й – 4» Это значит, что нужно читать стихиры с воскресной службы. Тексты, изменяемые по дням недели и гласам даны в Октоихе. Помним, что Всенощное бдение начинается Великой вечерней, поэтому ищем в Октоихе: 8 глас, в субботу на Великой вечерне, на Господи, воззвах. Находим во втором томе (в нем как раз гласы с 5 по 8 ) на странице 460. (Обратите внимание, гласы в Октоихе начинаются не с Великой, а с малой вечерни.) и первые 4 стихиры вставляем в «Господи воззвах» после стихов отмеченных на 10 таким образом каким это показано в уже готовом последовании, которое мы и разбираем.

— и апостола, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). Это значит что нужно читать стихиры, посвященные святому, празднование которого совершается в число-месяц. Тексты служб, привязанных к конкрентным числам конкретного месяца даны в Минеях.Нам нужен день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Смотрим дату по старому стилю. 26 сентября. Нам нужна Минея Сентябрь. Открываем на стр. 731, видим: «На малей вечерни», вспоминаем, что Всенощное начинается с Великой вечерни, а значит перелистываем страницу на 732. И внизу находим что нам нужно: 3 стихиры, которые и вставляем (по дважды) вслед за стихами, начиная от «на 6». Как это получилось видим в готовом последовании (ссылка есть выше).

— «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…». Тут понятно. Стихира (обычно зовётся «Славником») берется из Минеи и исполняется после пения (чтения) «Славы:» (Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.)

— «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».» Догматик — это воскресное песнопение прославляющее Богородицу. Исполняется всегда на глас недели. Догматики написаны в «Октоихе» в завершении корпуса стихир «на Господи, воззвах»

Да, еще нужно сказать, что в распространенной приходской практике после двух начальных запевов (Господи, воззвах… и Да исправится…) сразу переходят к пению (чтению) стиха, от которого начинается исполнение стихир.